Вопрос: Какой порядок регистрации права собственности по свидетельству о праве на наследство
Ответ: Если умирает близкий человек, член семьи, то после него остаётся имущество. Наследниками становятся по завещанию или по закону, если это ближайший родственник.
Важно понимать, что право на наследство подлежит регистрации в обязательном порядке. Даже совместное проживание с умершим гражданином или брачные отношения не исключают необходимость вступления в наследство.
Для получения свидетельства о праве на наследство необходимо обратиться к нотариусу по последнему месту жительства наследодателя с соответствующим заявлением в течение шести месяцев с момента открытия наследства, то есть дня смерти наследодателя или дня вступления в силу решения суда о признании его умершим. По прошествии шести месяцев с момента открытия наследства, нотариус выдает свидетельство о праве на наследство.
В случае, если наследник находится в другом городе, заявить о своих правах на наследство можно удаленно – достаточно обратиться к нотариусу по месту жительства с пакетом документов и оформить заявление. После чего пакет будет направлен в нотариальную контору по месту последнего проживания наследодателя (где открыто наследственное дело) для закрепления вашего права.
Чтобы оформить право собственности на недвижимое имущество, необходимо осуществить государственную регистрацию права. Под регистрацией понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации о смене собственника недвижимого имущества, входящего в состав наследства.
Без прохождения данной процедуры невозможно провести какие-либо операции с недвижимостью.
В настоящее время регистрация может быть осуществлена следующим образом: - через нотариуса.С 1 февраля 2019 года законодательство обязывает нотариуса после выдачи свидетельства о праве на наследство незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр и через 2 дня выдаст выписку из ЕГРН. Посредническая деятельность нотариуса осуществляется на безвозмездной основе. Срок регистрации при этом составляет 1 день; - в электронной форме. Заявление можно подать через официальный сайт Росреестра https://rosreestr.gov.ru/site/. Документы прикрепляются в отсканированной форме. Результат обращения выдается в выбранном территориальном органе Росреестра; - через МФЦ. Можно обратиться в любой МФЦ. Срок регистрации составит пять рабочих дней. Выписку из ЕГРН можно получить в том же центре.
При подаче заявления о государственной регистрации через МФЦ, правопреемник должен подготовить: - гражданский паспорт; - свидетельство о правах на наследство; - заявление о государственной регистрации; - нотариальную доверенность, если процедура проводится доверенным лицом; - свидетельство о рождении (если правопреемником является несовершеннолетний ребенок); - удостоверение опекуна (если наследником является недееспособный или несовершеннолетний подопечный).
Посреднические услуги нотариуса и МФЦ оказываются на безвозмездной основе.
Госпошлина оплачивается каждым из наследников. Если квартира унаследована тремя получателями, госпошлина не делится между ними. Каждый правопреемник должен оплатить 2 000 рублей. Госпошлина за регистрацию может быть оплачена через банк, онлайн-банк, банкомат или терминал.
Ответ подготовлен Беловским отделом Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу
ВОПРОС: НЕОБХОДИМО ЛИ СОГЛАСИЕ СУПРУГА ПРИ ОТЧУЖДЕНИИ НЕДВИЖИМОСТИ
Ответ: У многих заявителей при обращении в МФЦ, органы Росреестра возникает вопрос, в каких случаях необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга, при совершении сделок с недвижимостью?
Важно знать, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Любая недвижимость, например, квартира, жилой дом, земельный участок, приобретенная за счет общих доходов супругов, а также любое другое имущество нажитое супругами в период брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, является общим имуществом супругов.
Супруги владеют, пользуются и распоряжаются их общим имуществом по обоюдному согласию.
В силу положений статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Орган регистрации прав не вправе требовать предоставления согласия супруга для проведения государственной регистрации перехода права к новому собственнику.
Отсутствие такого согласия не является основанием для приостановления и, соответственно, отказа в государственной регистрации прав.
Однако, в случае, если именно на государственную регистрацию прав заявителями не было представлено такое согласие, органом регистрации прав вносится в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) запись о том, что сделка совершена без необходимого в силу закона согласия третьего лица, с указанием нормы и реквизитов федерального закона, которым предусмотрено получение согласия на совершение сделки.
В соответствии с действующим законодательством государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанная информация отражается в выписках из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющих проведенную государственную регистрацию прав, выдаваемых по результатам оказания данной государственной услуги Росреестром.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки по отчуждению недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Поэтому, наличие нотариально удостоверенного согласия другого супруга на заключение договора по отчуждению, является дополнительной гарантией действительности сделки и исключения в дальнейшем неблагоприятных последствий по ее оспариванию в судебном порядке.
Слышала, что орган регистрации прав может связаться с собственником недвижимости по телефону или направить письмо по электронной почте. Для чего это делается, обязательно ли указывать свои контактные данные?
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) почтового адреса, номера телефона или адреса электронной почты позволит специалистам органа регистрации прав в случае необходимости своевременно связаться с собственником и предотвратить возможные неправомерные действия третьих лиц в отношении недвижимости, правообладателем которой он является. Это касается, например, регистрации договора купли-продажи жилья, исправления технической или реестровой ошибки, продажи доли в общей долевой собственности, проведения межевания соседнего участка и много другого.
Также наличие в ЕГРН данных получателя государственной услуги позволит специалистам органа регистрации прав уведомлять о действиях, производимых в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества, в случаях, установленных законом, в том числе: - о внесении в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории; - о возврате документов, представленных в электронном виде, при отсутствии в ЕГРН записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью; - о поступлении в орган регистрации прав запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН.
Контактные данные вносятся в ЕГРН на основании представленных заявлений. Если заявления были поданы много лет назад, то контакты могли устареть. Кроме того, если у одного объекта недвижимости имеется несколько собственников, то каждому из них целесообразно обновить информацию.
Контактные данные (адрес электронной почты, почтовый адрес, номер телефона) вносятся в ЕГРН на основании заявления собственника или законного представителя. Для этого необходимо обратиться в любой офис МФЦ, независимо от места жительства собственника и места регистрации недвижимости, имея при себе паспорт, заполнить соответствующую строку бланка заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений. Изменения будут внесены в ЕГРН в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления.
Ответ подготовила Мария Беллер - заместитель начальника отдела регистрации недвижимости, ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН
Закон о гаражной амнистии позволяет гражданам в упрощенном порядке оформить право собственности на гаражи и земельные участки, на которых они расположены. Право собственности на гараж мной уже зарегистрировано в Росреестре. Могу ли я воспользоваться данным законом для предоставления мне в собственность бесплатно земельного участка, в пределах которого находится мой гараж.
Да, вы вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), но гараж, принадлежащий вам на праве собственности, должен быть возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть до 30.12.2004.
Важно выяснить, стоит ли земельный участок под гаражом на кадастровом учёте. Если нет, следует воспользоваться помощью кадастрового инженера, чтобы подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схему нужно направить через МФЦ на утверждение в местный орган власти, если гараж находится на муниципальной земле (это может быть администрация либо КУМИ), в региональный орган власти - если на региональной (в Кемеровской области – Кузбассе это КУГИ), и в территориальный орган Росимущества в том случае, если земля под гаражом федеральная. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка будет принято в течение 30 дней. Кадастровый инженер подготовит межевой план земельного участка, и такие документы направляются органом, уполномоченным в сфере земельных отношений, для государственного кадастрового учета.
После этого указанным органом принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность, которое с соответствующим заявлением направляется для государственной регистрации права. При этом гражданин вправе самостоятельно направить такие документы для государственной регистрации.
После совершения учетно-регистрационных действий гражданин получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности.