Администрация Таштагольского муниципального района - История Усть-Кабырзы
ГлавнаяРегистрацияВход Таштагольский район 
Суббота, 21.12.2024, 18:33

                                             
                               Площадь АТМР

Поиск

Меню сайта

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Полезные ссылки
  • Администрация Кемеровской области
  • Управление образования Таштагольского района
  • Управление Роскомнадзора по Кемеровской области
  • Электронный катало
  •  Усть-Кабырзинское сельское поселение Таштагольского района Кемеровской области.
     Стариный шорский поселок  Усть-Кабырза расположен в живописном месте Горной Шории у слияния трех рек Кабырза, Мрассу, Пызас.
      Если опираться на археологические раскопки, которые производились в 2008г., кандидатом исторических наук Шириным Ю.В. и студентами Кемеровского госуниверситета. Было выявлено поселение Усть-Пызас-2, оно расположено в 3 км от центра нынешнего п. Усть-Кабырза на левом берегу реки Мрассу, в200 м  ниже по течению от устья р. Пызас.(Кимеев, Ширин, 2011:60) При раскопках было обнаружено погребение. В нем были найдены останки человека и богатый погребальный инвентарь, который свидетельствовал о знаменитой ренетагарской культуры, это 9-7 вв. до н.э. Материалы поселения указывают на устойчивые связи местного населения долины реки Мрассу, как с лесостепным Алтаем, так и с Минусинской котловиной. ( Кимеев, Ширин, 2011:63-64) Тогда эта территория была, как самостоятельная и о поселении с названием Усть-Кабырза упоминаний не было. В конце 19-начале 20вв. здесь сформировалась Кабырзинская локальная  группа, состоящая из двух родов-сеоков Кобый и Кызай, жители этих сеоков занимали долину реки Мрассу до Устья правого ее притока Кабырзы, а также в верх по р.Кабырза до самых верховьев. Местные жители говорили на особом Кабырзинском говоре Мрасского диалекта.  
       Сеок Кобый в середине 19в составлял отдельную Кобыйскую волость, аилы которой располагались по р.Кабырза и ее притокам.
       Сеок Кызай составлял отдельную Кызыльскую волость, обитал в среднем течении р. Мрассу в районе устьев ее притоков Кабырзы, Пызаса, Кызаса. (Кимеев, Ширин, 2011-88-89)
       В 1864гг. миссионер Вербицкий в своих заметках также описывает представителей Кызыльской волости в районе устья р. Пызас. В устье р. Кабыр-зу был расположен аил новокрещенного  башлыка Кызыльской волости Тибекея.( Карышев К.А., Кроночев И. – 124) И уже в 1873г. все тот же Вербицкий пишет о Усть-Кабырзе как о Кабырзинской местности способствующей развитию зоба.( Карышев К.А., Кроночев И – 219) И на протяжении этих лет Вербицкий не называет поселение Усть-Кабырза.
    И только в 1901году отмечается улус с названием Усть-Кабырза (ГАТО-дело №1771 ). Так  после 1912г. Мрасские кызайцы  вместе с отдельными семьями кобыйцев составили Кабырзинское общество Мрасской волости Кузнецкого уезда.(Кимеев, Ширин, 2011 – 90)
       Из всего вышеизложенного становится ясно, что территория была заселена еще в древности и  продолжала осваиваться дальше. Но топоним  Усть-Кабырза возник на рубеже конца 19- начало 20 столетия. Получив свое название от реки Кабырза, перевод которой имеет   несколько интерпретаций (угольная, дикого лука, река кобыйцев)  впадающей в Мрассу. (Кимеев, Ширин, 2011-29) Так, как в ее  устье проживало основная часть  населения этой местности.
    Вопрос о точной  дате возникновения поселка на сегодняшний  день остается открытым. Однако при въезде в поселок установлена дата основания 1703 год . Обоснованность этой даты спорная так как опирается на архивные данные о родах кобы и кызай но не населенного пункта.
    До революции на кабырзинской  территории проживало в основном коренное население «шорцы», только миссионеры, редкие научные экспедиции, геологи да беглые каторжники заглядывали в наши края.  
       Местные жители занимались охотой, рыболовством, заготовкой кедрового ореха. Охотились в основном в зимнее время. Почти все мужчины поселка на промысел уходили, чтоб семьи кормить. Охотники местному купцу сдавали, пушнину, орех. В его  лавке покупали, боеприпасы, ружья и предметы мануфактуры. А, вот земледелие развито было слабо, хлеба они сеют мало так, как мешает тайга, расчищать ее трудно. (Потапов, 1936 - 191) И все же сеяли ячмень, овес, не много пшеницы, урожаи которой были хуже,  выращивали картофель, сеяли конопле для изготовления ткани для одежды. А вот лен стали сеять когда русские поселились в поселке (воспоминание Арбочаковой В.И) Летом заготавливали сено, хотя коров мало держали,   а вот лошадь была почти у каждого.   По данным архивных документов в улусе Усть-Кабырза 1901году на 16 дворов имеется 28  лошадей и только одна корова (ГАТО-дело №2746).
      Правобережная сторона поселка являлась его центром. Здесь вначале ХХ-века в 50 м от берега находился большой 2-х этажный дом местного бая, а  в 1921 -1922гг. детский дом на 30 воспитанников (Научный сборник №5 -19). На первом этаже проживали мальчики на втором девочки. В детдоме баня была, куда многие из поселка ходили мыться. В начале 1944 года  детдом был расформирован. Затем  здание было реконструировано и вплоть до конца 90-х годов  размещался сельский дом культуры { фото 1} ( воспоминания Судочаковой Р.М.). А вот амбар бая служил очень долго. С 30-х годов там размещались склады охоткооперации а, в 60-х склады сельпо и в 2004году амбар был разобран. Еще  пять деревянных домов,  в которых проживали зажиточные шорцы. Остальные жили в юртах. (воспоминания Судочаковой  Р.М.). Пол земляной, кроватей не было, просто небольшая возвышенность в углу юрты покрывалась потником (войлок) таким же и укрывались.
      По найденной нами информации известно, что купец Тудегешев пожертвовал миссии 5000рублей на  постройку церкви в Улусе Усть-Кабырза  (Потапов, 1936 – 229). Церковь действительно была построена  на правом берегу по течению реки Мрассу в 200м от берега. Но службы там не проводились. В 30 – х  годах в здании церкви располагалась больница, (воспоминания старожилов СудочаковойР.М., Кругликовай В.И.)  впоследствии здание церкви было разобрано.
      Весть об установлении советской власти быстро облетела все улусы. В 1920 году партия большевиков и Сов. Власть направили для работы в Мрасском волисполкоме председателем Григорьева Константина Васильевича ему в помощь, дали оперуполномоченного  Апанаева Федора Михайловича  и в 1922году был образован Усть-Кабырзинский с/совет. В который входил 21 населенный пункт. Всего на территории Усть-Кабырзинского с совета проживало 3048 человек. Но на нашей территории становление советской власти встретило упорно сопротивление местных богачей. Богатый купец Гордей Тудигешев организовал банду, в которую входило более ста человек  и 21 апреля 1922года первые представители советской  власти погибли от рук его банды.  На месте захоронения первых представителей советской власти  и сегодня стоит памятник, напоминающий о далеких событиях 1922 года.. Жизнь продолжалась, и советская  власть уже крепко стояла, на ногах завоевывая новые территории.  В1926 году деревянных построек  в поселке становиться больше, местные жители забрасывают свои юрты и строят добротные по тем меркам деревянные дома. Но от бедности и недостатка пиломатериала крыши кроют берестой, пол в избе земляной. А, вот печки две было «русская» и « барабанка».  Дома не большие были без каких либо перегородок на комнаты, вот и получалось что печи разделяли кухню от  жилой комнаты ( воспоминания Арбочаковой В.И.). 1926г На территории улуса Усть_Кабырза имеются магазины двух торговых организаций охоткооперации и Госторга. Магазины Мрасского  Госторга торгуют мануфактурой, хлебом, огнеприпасами и остальными товарами широкого потребления, а так же ведет заготовки.
      Мрасская  охоткооперация имеет три магазина -центральный в улусе Усть-Кабырза.  занимается заготовкой пушнины и ее магазины торгуют как товарами широкого потребления, так и мучными и зерновыми продуктами. (постановление с 37).
    Левый берег поселка был не обжит сплошная тайга бала (воспоминание Арбочаковай В.И., Судочаковой С.М).
      В 1930-1931гг – были организованы колхозы.  На кабырзинской территории их насчитывалось пять. В п.Усть-Кабырза находился колхоз «На-конук» Новая жизнь, «Наа-Чел» Новый путь. В 1939-40гг переименовали в  «Кузбасс». Сеяли пшеницу, ячмень, лен. Разводили крупнорогатый скот, лошадей. Было хорошо развито пчеловодство. Поля колхоза занимали территорию малой и большой Камышты, и весь «Эрлень» до самой высокой горы «Кара-Таг». Также колхоз Наа-Чел (в последствии и произошло слияние отдельных частей поселка в одно). Местные жители пели такую частушку. Колхоз Наа-Чел до обеда пашет а, с обеда босиком сербиянку пляшет (воспоминания Кругликовой В.И.).  Единственным орудием для обработки земли в поселке был «обыл» и деревянная борона. И только после войны в колхозе появился маленький трактор (воспоминания АрбочаковайВ.И.). Так, как поля в основном располагались в горной части поселка, трактор не всегда мог обработать крутые склоны посевов, поэтому в колхозе преобладал в основном ручной труд. До самого его закрытия.  В колхозе имелась молотилка а, вот мельница находилась в районе «Порлагола» в колхозе «20 леи Октября» на реке Кабырза и до сих пор это место имеет название «Мельничный брод».
       В колхозах работали не только местные жители, а уже как их называли «пришлые» т.е. раскулаченные крестьяне  которых выдворяли на жительство в Шорию в необжитый по тем временам край.
      Также из воспоминаний старожилов известно, что в 1930году начал свою работу кабырзинский леспромхоз. Этаже подтверждает протокол от 1931 года по обследованию горно-шорского района в котором говориться, что местные шорцы забросили охоту им выгоднее валить лес и сплавлять его по реке ( протокол с34) так, как  платят деньги.  В 1933 году для работы в Кабырзинском леспромхозе  вербуется много народа со всего сибирского региона. Стране нужен лес, тайга здесь практически не тронутая запасов на многие годы. И в это время начинается освоение левого берега р. Мрассу п.Усть-Кабырза.  Из воспоминаний Казанцева Петра Кондратьевича  прибывшего из Ленинска-Кузнецкого в1933 году для работы  в Кабырзинском леспромхозе:   «из жилья на левом берегу поселка было лишь какое-то одинокое деревянное строение. Женщин с детьми поселили там, а все остальные ночевали под пихтой, которая стояла в центре».И этим одиноким строение как выяснилось являлась метеорологическая станция, которая была открыта 24 мая 1932года. Станция в поселке работает по сей день и ее коллективом с 1968 года руководит Осипов Владимир Алексеевич.(Метеорология Кузбасса 2006-с87)
     С созданием колхозов и открытием леспромхоза в поселке Усь-Кабырза начинается новый виток  развития. Строятся дома  барачного типа для рабочих и членов их семей. Народу много в одной квартире барака часто проживало по две семьи (воспоминание Кругликовой В.И.). Постепенно начиналось и строительство индивидуальных небольших домиков.
    Такое соседство ни сколь, ни пугало коренное население, как говорят, старожилы было, даже интересно жизнь кипела. И если рассматривать поселок по национальному составу, то шорцев было больше чем русских. Но жили дружно, друг другу помогали (воспоминания Судочаковой Р.М., Арбачаковой В.И., Кругликоволй В.И.). Меняется, национальный состав меняется, и быт коренного населения. ОПИСАТЬ. Загат имел широкое применение как у местного населения так и у русских . Загат трава что росла на болоте  ее рвали, сушили и набивали матрацы и подушки. Местные жители применяли вместо портянок, очень тепло. Одежду и обувь изготавливали  сими . Для одежды применялись ткани из конопли и льна. Что интересно зимой лен ткали, а в марте, апреле ткань расстилали на чарым и отбеливали на солнце (воспоминание Арбачаковой В.И.). Женщинам шили простые платья, но обязательно была белая или красная оборка по низу, на рукавах и воротничке. Мужчинам шили так называемый «шобур», рукава и воротник отделывали бархатом. На бархат у воротника нашивались зубы и когти животных, а на рукава кисточки. «Шобур» подпоясывался тканым поясом на бок (воспоминание Судочаковай Р.М.). Обувь тоже изготавливали сами. Выделывали, мяли коровьи шкуры и шили «черки» в пятку вшивали бересто, чтоб не мялись.     
      И в 1934г в Усть-Кабырзе из просветительских учреждений имеется детсад, на 25 мест, школа на 160 учеников, ШКМ на 120 мест, детдом на 40мест, имеется также медпункт, который работает вечером в здании школы. А вот дома соц. культуры не было, его планировали только построить (сведения за 1934г).  Что с успехом было сделано в  конце 30-х годов на левом берегу поселка. Где крутили немое кино. Хотя центр оставался на правом берегу, где были сосредоточены основные соц. объекты, магазины, баня, больница, сельский совет в здании, которого размещалась маленькая библиотека. И уже в 1959году было отдельное здание библиотеки.  
     В 1938г. в состав Усть-Кабырзинского с./совета входят 34 проселка с население 3742 человека.
     Но наступил 1941год и с первых, же дней войны многие уже Кабырзинцы были призваны на фронт и многие сложили головы в этой страшной войне. Всем погибшим ВОВ в центре поселка установлен мемориал, где все записаны поименно. Почти все мужчины поселка ушли на фронт. Остались старики, женщины, дети, но работа в колхозе и в леспромхозе не прекращалась, ни на минуту. Чтобы восполнить рабочую силу в Кабырзу были этапировыны  репрессированные по национальному признаку, которые вместе с местным населением трудились на лесоповале и в колхозе, своим трудом ковали победу над фашисткой Германией.
    После войны страна еще больше нуждается в лесе и работники леспромхоза уже не в силах справиться с планами по лесозаготовкам.
     В 1947 году в Кабырзу эпатируются первые политосужденные и указники. Открывается учреждение ВД-6 п/30. Начинается новое масштабное для поселка строительство. В основном на левом берегу. Строится перевалочная зона, дома для офицеров, казармы для солдат, военизированная пожарная часть, столовая, магазин, общественная большая баня, пилорама. Устанавливается локомобиль, который вырабатывает свет для этой пилорамы, т.к. нужны пиломатериалы и в большом количестве. (воспоминания Горькова И.В.)
     Все эти перемены в жизни поселка незамедлительно отразились на соотношении национального состава населения, на занятости населения, на укладе жизни. Процент коренного населения уменьшается и его сфера занятости остается в колхозах.В производственной сфере преимущественно трудится приезжее население.
      В 1958 г. все колхозы Горной Шории как нерентабельные были закрыты, в том числе и колхоз «Кузбасс». Вместо колхоза организован Кабырзинский коопзверпросхоз (историческая справка),  при котором открывается цех по изготовлению лимонада и грибоварка. Об исключительном вкусе местного лимонада до сих пор вспоминают местные жители (воспоминание Неунывахина В.И.).
      В 1962г. начинает свою работу Кабырзинский лесхоз. Его деятельность продлилась до 1994г.
      В1986г. леспромхоз был передан в учреждение ВД 30/6. 1989г.
    Кемеровский облисполком принял решение о создании на территории Таштагольского района ШНП в который входили и территории р. Мрассу, это послужило принятию решения о запрете молевого сплава леса по Мрассу и ее притоком.
       1998г. ликвидировано учреждение ВД30/6. Практически это последнее предприятие в котором работало основное трудоспособно населении поселка.
     На территории поселка середины 90-х годов открываются частные индивидуальные предприятия: торговые точки, лесозаготовительное .
     На сегодняшний день на территории поселка имеется : основная школа, сельская амбулатория, СДК, библиотека, здание администрации поселка, детсад. Правобережная сторона поселка, которая еще недавно была его  центром пришла в полный упадок.
     Благодаря главе Таштагольского муниципального района Макута В.Н. при поддержке губернатора Кем.Обл. Тулеева Амана Гумировича в 2004г Кабырза наконец-то получила промышленный свет.  
      В2009г. по инициативе председателя закодательного собрания кем.обл Шатилова Н.И. при поддержке губернатора Тулеева и главы  Таштагольского района Макута В.Н. начато строительство музея-заповедника «Трехречье» которое успешно завершено, что дало несколько рабочих мест местному населению и увеличился поток туристов. Всегда в хорошем состоянии содержится дорога от кабырзы до таштагола . Несмотря на поток туристов  в поселке поддерживается чистота, заслуга главе нашего поселения. И что самое важное в поселок стали возвращаться жители, которые в свое время его покинули, хотя это еще маленький приток но начало положено.
      И мы сегодня видим, как Усть-Кабырза становиться все более привлекательной для туристов.
      Таким образом, отслеживая историю 20 столетия мы наблюдаем, что благодаря своему географическому положению Кабызза была неким центром Мрасского микрорегиона. Все дороги издревле проходили через Кабырзу это водные и сухопутные пути. И я думаю, у нашего поселка есть будущее.   
      Позднее Таска стала улицей Правобережной, Наа-Чел-улицей Арбачакова. Но  старые названия частей поселка сохранились до сих пор. Такие как Сахолин, Ребруха, Верхний край, Камышта большая и малая, Магильный лог  эти названия до сих пор бытуют в поселке. Часто можно услышать : «это Толик с Наа-Чела», или «пойдем в Верхний край». В настоящее время это улицы Григорьева, Апанаева, Луговая, Болотная, Правобережная, Арбачакова, Советская, Кооперативная, Подгорная,. Заречная.

                
                
                
                
            
        

    Яндекс.Метрика   Администрация Таштагольского района    12+
     © 2024