При перевозке опасных грузов колонной автомобилей необходимо соблюдать
следующие требования:
• при движении по ровной дороге следует сохранять дистанцию между
соседними транспортными средствами не менее 50м;
• в горных условиях (при подъемах и спусках)— не менее 300м;
• при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т. п.) перевозка
некоторых опасных грузов может быть запрещена, что надо указать в условиях
безопасности грузоперевозок.
Из числа представителей
грузоотправителя-грузополучателя назначают ответственного за транспортировку
опасного груза — старшего по колонне. Он обязан ехать в кабине первого
автомобиля, а в последней машине с грузом должен находиться один из
представителей охраны, выделяемой грузоотправителем-грузополучателем, если
охрана предусмотрена при данной перевозке.
Если колонна
состоит из пяти и более автомобилей, в ее составе обязательно наличие
резервного порожнего транспортного средства, приспособленного для перевозки
такого груза. Резервный автомобиль должен следовать в конце колонны.
При перевозке
особо опасных грузов стоянки для отдыха водителей в населенных пунктах
запрещены. Стоянки разрешены на специально отведенных для этого площадках,
расположенных не ближе чем в 200м от жилых строений и мест скопления людей. При
остановке или стоянке транспортного средства обязательно включают стояночный
тормоз, а на уклоне дополнительно устанавливают противооткатный упор. Порядок
остановок и стоянок (в том числе и в случае ночлега) указывается в условиях
безопасной перевозки.
Запас хода
автомобилей, перевозящих опасный груз, без дозаправки топливом в пути должен
быть не менее 500км. В случае транспортировки опасных грузов на расстояние
500км и больше машину оборудуют запасным топливным баком. Заправку топливом
производят из передвижной автозаправочной станции (АЗС) в местах, отведенных
для стоянок. Установку дополнительного топливного бака нужно согласовывать с
подразделением ГИБДД по месту регистрации автомобиля, о чем делают пометку в
регистрационном документе.
Транспортные
средства, перевозящие особо опасные грузы, сопровождают машины, оборудованные
проблесковым маячком оранжевого и желтого цвета, а при необходимости —
патрульные автомобили ГИБДД. В каждом конкретном случае необходимость
сопровождения и его вид определяет ГИБДД, при согласовании маршрута. Выделение
автомобиля сопровождения обязательно при перевозке особо опасных грузов,
осуществляемой колонной транспортных средств. Он должен ехать впереди колонны.
Причем по отношению к идущему за ним транспортному средству автомобиль
сопровождения двигается уступом с левой стороны с тем, чтобы его левый край
выступал за габариты сопровождаемых машин. Для дополнительного предупреждения
других участников дорожного движения его оборудуют проблесковым маячком желтого
цвета, что, однако, не дает права преимущественного проезда. На транспортных
средствах, перевозящих опасные грузы, и на автомобилях сопровождения даже в
дневное время следует включать фары ближнего света. Порядок движения сопровождающих
машин и способы информирования других участников дорожного движения об
осуществлении такой перевозки указываются сотрудниками ГИБДД в разделе «Особые
условия движения» бланка согласования маршрута. Порядок сопровождения колонны
патрульными автомобилями ГИБДД, при транспортировке опасных грузов по
территории двух или более субъектов Российской Федерации определяют органы
ГИБДД, с которыми согласован маршрут движения. В целостной системе
предоставления услуг по транспортировке опасных грузов ключевую позицию
занимает человек за рулем. Естественно, от руководителей и инженеров компании
зависит очень многое. Тем не менее, водителя на дороге поджидают самые
неожиданные ситуации, из которых он должен найти достойный выход. В этом ему
помогают разработанные требования, согласно которым водитель транспортного
средства при перевозке опасного груза обязан соблюдать Правила дорожного
движения, Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и
инструкции по перевозке отдельных видов опасного груза, не вошедших в
номенклатуру, приведенную в Правилах. Водителю, осуществляющему перевозку
опасных грузов, следует иметь при себе в поездке:
• необходимые транспортные документы;
• огнетушители и не менее двух противооткатных упоров (согласно
Правилам дорожного движения);
• предписанные предметы защитного оборудования и средства
индивидуальной защиты, которые необходимо предъявлять по требованию
ответственных лиц для контроля.
При перевозке
опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и
согласованного с ГИБДД маршрута и мест стоянок, а также превышать надлежащую
скорость движения.
Согласно ПДД в
случаях вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком
аварийной остановки или мигающим красным фонарем, а в случаях стоянки ночью или
при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны,— выставить
на дороге фонари автономного питания с мигающими или постоянными огнями.
При поломке
автомобиля в пути следования и невозможности устранения неисправности на месте
своими силами водителю нужно вызвать машину технического обеспечения перевозок
и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГИБДД.
За время движения
по маршруту перевозки водитель обязан периодически контролировать техническое
состояние транспортного средства, а экспедитор — проверять крепление груза в
кузове и сохранность маркировки и пломб. В тех случаях, когда водитель является
и экспедитором, он совмещает две эти обязанности. Водителю также надо следить
за необходимым запасом песка для тушения пожара.
При грузоперевозках водителю запрещается:
• резко тормозить;
• резко трогать транспортное средство с места;
• производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/ч;
• двигаться с выключенным сцеплением и двигателем; курить в
транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановки
не ближе чем в 50м от места стоянки транспорта);
• пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для
приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200м от стоянки
транспорта);
• оставлять транспортное средство без надзора;
• осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных
станциях общего пользования;
• перевозить груз, упаковка которого
повреждена, особенно если нарушена ее целостность таким образом, что
опасный груз проник или может проникнуть наружу;
• перевозить посторонних лиц;
• одновременно перевозить и другой груз, не указанный в
товарно-транспортной документации.
К сожалению, даже
при максимальной готовности водителей и автомобилей к транспортировке опасного
груза исключить возникновение аварийных ситуаций невозможно. А раз так, то
необходима обязательная специальная подготовка к появлению чрезвычайных
ситуаций на дороге. Решающим обстоятельством является четкое осознание всеми
участниками перевозки опасных грузов своей ответственности и соблюдение ими в
целях защиты населения и окружающей среды изданных правовых норм и предписаний
безопасности.
Первичные действия и меры при авариях во
время грузоперевозки.
В случае
возникновения инцидента водитель обязан принять меры в следующей
последовательности:
• остановиться (не трогать с места транспортное средство);
• оградить место инцидента согласно ПДД и не допускать посторонних лиц;
• сообщить о случившемся происшествии в ближайший орган ГИБДД, при
необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
• вызвать аварийную бригаду (телефоны аварийной бригады и органов МВД
указаны в транспортных документах, а также телефоны пожарной службы — 01;
милиции — 02; скорой помощи — 03);
• оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
• в соответствии со сведениями, указанными в аварийной карточке,
принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;
• при прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов
ГИБДД и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и
предъявить транспортные документы на перевозимый груз;
• по прибытии аварийной бригады на место инцидента помочь ей в случае
необходимости в ликвидации последствий. Очень важным элементом в системе
безопасности при перевозке опасных грузов является алгоритм действий по
оповещению о произошедшей аварии. Для принятия соответствующими органами
(милицией, спасателями и службой пожарной охраны) необходимых мер в сообщении о
произошедшей аварии должны содержаться как минимум следующие данные:
• где произошла авария — название местности, название улицы, дороги;
• что произошло — дорожная авария, происшествие (например нарушение целостности
упаковки);
• какие продукты, загруженные на транспортную единицу, проникли наружу,
возможно, выпали из кузова;
• имя сообщающего человека.
Завершая материал,
посвященный предоставлению такой сложной услуги, как транспортировка опасных
грузов, обратим особое внимание руководителей компаний на системный подход к
обучению персонала, задействованного в перевозках. Сегодня специалистов
различного уровня готовят на соответствующих курсах.
Каплиенко Г.
Ст. госинспектор группы ТН ОГИБДД
ОМВД России по Таштагольскому району |