Даже самый самостоятельный и сообразительный ребенок в условиях современного мира не может чувствовать себя абсолютно безопасно. За своих детей отвечают родители, и только они в силах защитить их.
Первый шаг - создание безопасных условий жизни, второй - обучение ребенка основным правилам безопасности, а главное - демонстрация важности их соблюдения на личном примере.
Так, родители твердят своим чадам: «Спички детям не игрушки!», желая предостеречь их от огненной стихии. Но, к слову сказать, детская шалость с огнём довольно редко становится причиной пожара. Статистические данные показывают, что чаще всего виновниками пожаров в Кузбассе, на которых травмируются или погибают дети, становятся сами взрослые. Среди основных причин (с учетом статистики за последние 5 лет): неосторожное обращение взрослых с огнем - 34,6%; неправильная эксплуатация электрооборудования - 21%; неправильное устройство или неисправность отопительных печей - 21%. Поэтому в первую очередь начать нужно с себя, и рассказать детям об основных правилах пожарной безопасности.
Свой рассказ можно начать уже в первые 2-3 года жизни ребенка. Постепенно познакомить его со всеми пожароопасными предметами в доме, объясняя, что пользоваться ими могут только взрослые. Спички, бытовая техника, розетки – вот, что может вызвать интерес у ребенка.
В период с 3 до 6 лет ребенок активно примеряет социальные роли на себя. Он будет стремиться повторять всё за папой или мамой, пробовать сам включать технику в розетку, пытаться разжечь огонь. Необходимо приучить ребенка к правилам, распределив территорию и обязанности правильно. Главное - стараться уйти от запретов, при этом убрав все легковоспламеняющиеся вещества из поля зрения ребенка. Например, придумывать легенды, о том, что верхняя полка вашего шкафа - это не запретное место, которое априори вызовет огромный интерес у ребенка, а всего лишь домик для утюга.
В школьном возрасте дети приходят к устойчивому понятию «Я сам!», стараются осознанно быть самостоятельными во всем. Не стоит запрещать им пользоваться бытовыми электроприборами. На этом этапе как раз нужно научить ребенка пользоваться спичками, электроникой и необходимой бытовой техникой. В поисках ответов на детский вопрос «почему?» ищите больше наглядных примеров из повседневной жизни.
Методы обучения используйте разные: рисуйте, читайте, смотрите мультфильмы, главное - заинтересуйте своего ребенка, и тогда он точно запомнит правила пожарной безопасности и не допустит пожара из-за детской шалости с огнём.
Если пожар все-таки произошел, то ребенок должен знать, как действовать в экстремальной ситуации:
- При небольшом пламени можно попробовать самостоятельно потушить огонь. Это касается школьников и подростков, так как маленьким деткам лучше держаться подальше огня. Сделать это можно с помощью одеяла или влажной тряпки. Если огонь уже большой, необходимо в целях безопасности покинуть помещение.
- Для этого необходимо закрыть руками, а лучше влажным платком нос и рот, после ползком добраться до выхода. Лифт в таких случаях лучше не использовать, так как в подобных ситуациях он может при движении отключиться, тем самым человек окажется в ловушке.
- После эвакуации детям нужно обязательно позвать кого-то из взрослых соседей или прохожих.
- Также нужно срочно сообщить о происходящем в пожарную службу по телефону 101. Следует дожидаться специалистов во дворе, а далее - следовать их командам.
- В случае, когда покинуть помещение не удалось, необходимо добраться до телефона, чтобы вызвать помощь. Еще можно позвонить родителям или соседям.
Главное управление МЧС России по Кемеровской области
05.06.2019 |