ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДКИ ШОРЦЕВ
В современной этнографической литературе утвердилось мнение, что современные шорцы — тюркизированные потомки древних угров, самодийцев и кетов. Начиная с XIX века, неоднократно предпринимались попытки описать «дотюркские» компоненты шорцев, используя случайно выбранные элементы культуры отдельных групп шорцев и их соседей. Зачастуюэтнографические особенности какой-либо одной группымеханически переносились на всех шорцев, что не всегда верно.
Необычайную гипотезу о происхождении шорцев высказал основатель Новокузнецкого краеведческого музея Д.Я. Ярославцев. Согласно легенде, записанной им в низовьях Мрассу, шорцы – потомки богатыря Шуна, старшего сына первой жены царя Мол-кана с Тобола. Так как их мнение основывалось на легенде, гипотеза казалась сомнительной.
Наибольшую признательность получили работы А.А. Бонюхова, А.П. Дульзона, А.М. Абдрахманова, которые выделили четыре субстратных пласта топонимов в Горной Шории: южносамодийские, кетские, тюрко-монгольские и русские. По их мнению, шорцы – «до русская народность», пришедшая откуда-то со стороны в места своего нынешнего обитания, где она стала проживать совместно с находившимися здесь «с давних времен» кетскими и южносамодийскими племенами.
Обобщение этих гипотез о происхождении шорцев позволяет сделать вывод – общим выводом исследователей было расплывчатое утверждение о том, что формирование народности шорцев происходило на территории с населением разнообразного состава, где на протяжении многих веков сменялись различные этнические волны.
Божество
По представлению шорцев-тенгрианцев (верующих), управление Вселенной происходит по многоступенческой иерархии.
На высшей ступени управления – это божество, затем хозяева местности и последние духи.
Тэнгри – воплощение небесного начала, создатель Вселенной «дух неба». Тэнгри – это божество, находящееся в небесной зоне – Вселенной. Тэнгри распоряжается судьбами, как целых народов, так и их правителей, он был свободен в своих поступках, но справедлив, он награждал и карал. От его воли зависело благополучие людей и народов.
Йер-суб имело два значения:
1-е как великое божество
2-е как видимый мир в образе Родины.
Великое божество Йер-суб обитала в средней зоне Вселенной. Иногда по приказу Тэнгри, Йер-суб приходилось карать людей за их грехи, но в основном её считали доброй богиней. Она в согласии с Тэнгри покровительствовала и защищала народ.
Умай (Ымай, Май, Омай). По представлениям шорцев и монголов, Умай, была женским божеством, относящимся к доброжелательным божествам и духам. Ее считали любимой женой Духа Неба Тэнгри и обитала она в небесной зоне. Как и Йер-суб Умай непосредственно подчинялась и выполняла поручения Тэнгри. Если божество Йер-суб управляла всем живым на земле и воде, то божество Умай дарила особую божественную силу людям.
Представить себе образ божества Умай невозможно. Живя в небесной зоне, она излучает на землю лучи, которые проникают в человека и, как горячие искры, живут "в нем до самой смерти. Эта искра поддерживает в человеке его жизненную энергию и физическую силу, но ни духом, ни кутом она не является. Она - божественная сила, связывающая человека с небесной зоной и посылаемая Небом для его величия. Если искра гаснет, то и человек гаснет, умирает... Таким образом, двум божествам Йер-суб и Умай были подвластны все духовное и материальное в нашей Вселенной.
Эрлик. У тюрков и монголов божество Эрлик считался владыкой /подземного мира. Он глава и властелин подземного мира, где нет ни солнца, ни луны.
В призываниях камов описывается внешний вид Эрлика. Эрлик описывается стариком с атлетическим телосложением. Глаза и брови у него - черные, как сажа, борода - раздвоенная и спускается до колен. Усы подобны клыкам, которые, закручиваясь, закидываются за уши. Рога подобны корню дерева, волосы - кучерявые.
С именем Эрлика у шорцев связывались самые тяжелые бедствия, например, эпидемии и болезни людей и скот. Он наводил эти болезни для того, чтобы вынудить человека принести ему жертву. В обычное время и, особенно при болезнях, человек по отношению к Эрлику испытывал болезненный страх, боялся произносить его имя, называя его просто - кара намэ - нечто черное.
Эрлик имел семью. Сыновья Эрлика помогали ему управлять подземным миром, где есть озера, реки и моря. Дочерей у Эрлика несколько. В древнетюркских мифах число их представляется от двух до девяти. Они характеризуются как праздные, сексуально распущенные, стремящиеся завлечь к себе на ложе камов, попадающих в подземный мир во время камлания, и овладеть жертвоприношениями, которые те несут Эрлику.
В представлении древних тюрков божество Эрлик был тесно связан с камами. По древним преданиям, первый черный кам был обучен камланию Эрликом. Подземному миру камлали только черные камы (кара кам), белые камы (ак кам) никогда в подземный мир не ходили. Хотя Эрлик и был божеством, руководящим подземным ми-
ром, он в редких случаях вершил намеренное зло. Он не ведал смертью людей и не забирал их кут, а только принимал в свое царство материальное тело умершего. Древние тюрки считали, что кут умершего путем сожжения тела возвращался на Небо или после захоронения перекочевывал в землю умерших, в землю предков, а не в ведение владыки ада (Эрлика) как это считается в учениях мировых религий. В царстве Эрлика живут злые духи - кермесы, которые иногда поднимаются на солнечную землю, чтобы навредить людям. Особенно много бывает их при закате солнца.
Жертвоприношения Эрлику проводились ночью, в жертву приносили домашних животных с тем или иным изъяном (со сломанным рогом, хромого и т.д.), так как считали, что подземный, невидимый мир - противоположность видимому земному.
Земля. Великий Дух Неба Тэнгри был главенствующим божеством во Вселенной и, несомненно, считался отцом, хозяином. Божество Землю считали матерью и женой Тэнгри. Она проявляется как сила природы, является одной из главенствующих божеств, выше которой было только Небо. Поэтому божество Земля у шорцев и монголов, а так же тюрков было почитаемой. В тюркских мифологиях встречается предположение, что люди появились на земле от брака божеств Тэнгри и Земли. В орхонских памятниках есть такая запись: "Вначале было вверху голубое небо, а внизу темная земля, появились между ними сыны человеческие". Небо санкционирует жизнь, оно оплодотворяет, но рождает Земля - природное воплощение "телесного низа". Люди рождаются, живут и умирают на земле. После смерти земля их поглощает. Из земли вырастают травы, злаки и деревья, в том числе Священное Дерево, связующее миры. Люди почитали Землю, как создательницу урожая и изобилия, как источник сокровищ, дающий материальное счастье человеку.
Вода. По представлению шорцев, божество Вода родилось раньше, чем божество Земля. Поэтому ее считали старшей сестрой Земли. По древним мифологиям считалось, что образование Земли началось от Воды. Со дна Воды "небесной уткой" были подняты песок, глина, ил, из которых в дальнейшем и образовалась Земля.
Наиболее родным божеством для себя Вода считала Дождь. Дождь помогал растить детей и внуков Воды - моря, реки, озера и источники. Она враждебно относилась к божеству Огонь.
К Воде шорцы относились двояко. С одной стороны, считали, что вода "первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса ... вода - это среда, агент и принцип всеобщего значения и порождения. Вода устойчиво соотносилась с чужим,
враждебным. Это владения духов и вход в иной мир. Неслучайно умыть лицо водой в мифологической традиции равнозначно понятию "умереть".
Но с другой стороны, к Воде относились с большим уважением, так как без воды жизнь на Земле невозможна.
От божества Воды зависела жизнь, плодородие и урожайность земли. Поэтому у источников рек, озер приносили жертвы божеству Земли и Воды, испрашивая хорошего урожая, увеличения поголовья скота и благополучия в жизни.
Огонь. По представлению тюрков, божество Огонь было внуком Духа Неба Тэнгри и сыном Солнца. Братом его была молния. Поэтому, несмотря на то, что Огонь родился и вырос на Земле, после смерти, он в виде дыма поднимается в Небо, чтобы вновь вернуться на Землю.
Тюрки в огне видели всесильное божество, которое само зарождается, дышит и постоянно изменяется. Огонь считался в юрте частицей солнца. Совершенно недопустимым считалось осквернять огонь, т. е. бросать в него какой-либо мусор и нечистоты, дурно пахнущие вещества, помешивать угли острым предметом, замахиваться и перешагивать.
Солнце (Кояш). Солнце у шорцев было почитаемым богом. В древнетюркских мифологиях говорится, что Солнце - сын Тэнгри, а его мать - Земля. Поэтому, оно вращается между отцом и матерью. Древние тюрки и монголы поклонялись могуществу и жизненной силе бога Солнца. Невозможно представить себе жизнь без энергии и влияния Солнца.
Луна (Ай). По шорской мифологии, Луна считалась дочерью Духа Неба Тэнгри и Земли. Богиню Луну древние тюрки воспринимали двойственно: Луна пугала их и в то же время они ее любили.
Луна представлялась как владыка и символ ночи. Ночь - это темнота, когда из всех щелей вылезают злые духи. Все сатанинские пиршества и шабаши проходят ночью. Ритуалы и гипнотические сеансы ведьм всегда проводились в соответствии с фазами Луны и, в основном, в полнолуние. Ночью усиливались болезни, от чего чаще умирали в это время. Грабежи, убийства совершаются в основном ночью.
Счастливого человека, покровительствуемого судьбой, называли "человеком со звездой ".
С древних времен шорцы заметили, что в женщине и луне заключена одна и та же тайная сила. Женские циклы, ее таинственные кровотечения, совпадали с месячными фазами луны. Беременность женщины длится примерно девять лунных месяцев, и в полнолуние женщины рожают чаще.
Свои приметы имели и три фазы луны. Считали, что при "ай на-азы" (новая луна) луна символизировала юную девушку, которая взрослела день ото дня. Она - чиста и скромна. При "ай толы", тулы ай - (полная луна) Луна олицетворяла зрелую женщину-мать. В этот период она добродушна и благосклонна. При "ай карты" (старая луна) Луна старилась, становилась мудрой, но в то же время сварливой и злой. Перед смертью Луна царила в абсолютно темные ночи, ее не было видно. В эти три ночи считали, что жизнь и смерть встречаются вместе. Встретившись, они расходятся, чтобы через определенный период вновь встретиться. Старая Луна умирала, рождалась новая, а вместе с ней новая жизнь, новый цикл, новый круговорот - и так бесконечно.
Звезды. Шорцы и монголы почитали звезды.
Звездные божества, по мнению шорцев, влияют на человеческое счастье, богатство, скот и прочее, и каждая звезда соответствует куту какого-нибудь человека на земле, а когда умирает человек, то и звезда его падает на землю. Счастливого человека, покровительствуемого судьбой, называли "человеком со звездой ".
Воздух. Византийский историк Ф. Симокатта писал в своих записях, что " шорцы поклоняются огню, воде, земле, небу и воздуху".
Божество Воздух, по представлению древних тюрков, руководит жизнью между Небом и Землей. Воздух, так же, как и все остальные божества, подчиняется Великому Духу Неба Тэнгри. Без воздуха не возможна жизнь на Земле. Поэтому в древнетюркских мифологиях божество Воздух имел свойства жизни, жизненной силы. Через дыхание поступала жизнь. Стоило остановиться дыханию - без воздуха наступала смерть. Но иногда в мифах погибших героев оживляли вдыханием в него жизни.
Гром и Молния. По представлению тюрков, Великий Дух Неба Тэнгри управлял Громом и Молнией. По его велению божество Гром и Молния наказывало злые силы. Тюрки считали, что гром - гневный глас Тэнгри, а молния - небесные стрелы, которыми он поражает злых духов. Дом, в который ударила молния, не тушили и не приближались к нему, пока он полностью не сгорит. Дом, пораженный молнией, считали заслужившим гнев Неба Тэнгри. Новый дом на этом месте не строили, считали, что там не будет счастья. По поверьям древних тюрков, запрещалось использовать дерево, пораженное молнией, не только в строительном, но и как топливо. Лучинки из дерева, подвергнувшегося удару молнии, использовали как лечебные средства. Больного окуривали углями от дерева, пораженного молнией. Тюрки замечали, что священные березы молния не поражает, так как они имеют связи с Небом. Человек, убитый молнией, считался "священным". На месте поражения молнией приносили жертвоприношения духам.
Ветер. В тюркских мифологиях божество Ветер в основном символизировало озорного, драчливого, иногда буйного персонажа. Представить, как выглядит Ветер, никто не мог, но в некоторых мифах его образ показывается похожим на необузданную лошадь. Шорцы легкомысленных людей или лошадей называли, и называют по сегодняшний день, рожденными от ветра. Из-за своего неспокойного характера Ветер не может ужиться с божествами Земля, Вода, а иногда и с духом Огня. Он постоянно с ними конфликтует и не дает им покоя. В разгневанном состоянии зимой он на Землю посылает буран, а летом - ураган, тем самым, принося несчастье людям, животным и природе.
Смерч. По представлениям шорцев, Смерч был злым божеством. Смерч их не столько пугал, сколько восхищал как божество, олицетворяющее силу природы.
Облака, Тучи. По представлениям шорцев, божество Облако непосредственно подчинялось Великому Духу Неба Тэнгри. Гром и Молния были его братьями. Буйный ветер иногда озорничал и гонял облака по бескрайнему Небу. Белые облака - предвестники солнечного дня. Черные облака - предвестники дождя. Безоблачность - жаркая, засушливая погода.
Дождь. Наиболее почитаемым божеством у тюрков был Дождь. От него зависел и урожайность, и благосостояние человека. Божеству Дождю в мае совершали жертвоприношения. После жертвоприношений начинался" праздник дождя". Он жил на Небе, но больше связан был с божествами, живущими на земле. Его братьями были Гром и Молния, Облако, Ветер, а на земле сестра Вода. Божество Дождь особо почитали на земле источники воды. По древним поверьям, если источник течет с журчанием, значит, будет засуха.
Радуга. Радуга, по представлению шорцев, была сестрой Дождя. После весеннего теплого дождя она имела привычку подоить своих овец, которые были связаны в ряд за шею одной веревкой. Этот ряд люди с земли видят в виде красивых полукругов.