С наступлением весны на наших
дорогах среди оживлённого транспортного потока довольно часто можно будет
встретить молодых людей на мотоциклах, скутерах и мопедах. Скутер,
мопед - сравнительно недорогое по стоимости, удобное средство передвижения
в условиях городских пробок. Скутер в настоящее время
не подлежит прохождению государственной регистрации и даже
не требует наличия специального права управления, при условии соответствия
его характеристик пункту 1.2 ПДД РФ, т. е. как «двухколёсное
транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим
объёмом не более 50 куб см и имеющее конструктивную
максимальную скорость не более 50 км/час».
Хотелось бы напомнить молодым
людям, водителям этих транспортных средств, что они, являясь участником
дорожного движения, согласно пункту 1.3 ПДД РФ - обязаны знать
требования правил, сигналов светофора, знаков разметки, также выполнять
распоряжения регулировщика. На дорогах общего пользования скутером, как
и мопедом, разрешено управлять лицу, достигшему возраста 16 лет.
Водители скутеров должны двигаться по обочинам или краю проезжей части
по ходу движения транспортных средств. В соответствии с пунктом
19.5 ПДД РФ на скутерах и мопедах при движении
в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного
средства, должен быть включён ближний свет фар. На скутеристов также
распространяются дополнительные требования, предъявляемые ПДД
РФ к водителям мопеда.
В соответствии
с пунктом 24.3 ПДД РФ водителю скутера (мопеда) запрещается:
- перевозить пассажиров, кроме ребёнка
в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье,
оборудованном надёжными подножками;
- перевозить груз, который выступает более
чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз,
мешающий управлению;
- двигаться по дороге без застёгнутого
мотошлема;
- поворачивать налево или разворачиваться
на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих
более одной полосы для движения в данном направлении (и другие
требования - подробно пункт 24.3 ПДД РФ).
В случае выявления нарушений ПДД, водители этих
транспортных средств, привлекаются к административной ответственности на общих
основаниях в соответствии с действующими нормами КоАП РФ. На
водителей-нарушителей, не достигших 16 летнего возраста, сотрудниками ДПС
собирается материал для последующей передачи в инспекцию по делам
несовершеннолетних, для дальнейшего разбирательства с родителями или законными
представителями несовершеннолетнего.
Важно -
Для того чтобы скутеристу повернуть налево или развернуться на дороге
с трамвайным движением или же на дороге с двумя
и более полосами для движения - ему нужно сойти со скутера
и «превратиться» в пешехода - соответственно пересечь
перекрёсток по линии тротуара под разрешающий сигнал светофора вместе
с остальными пешеходами.
Помимо «достоинств»
мототехники один из основных её недостатков, на наш взгляд достаточно
весомый, - полная незащищённость водителя. И если в отношении
мотоциклиста мы однозначно удостоверяем знание им Правил дорожного движения
соответствующим документом и наделяем его правом управления данным
транспортным средством, то в отношении лиц, управляющих скутером
или мопедом, - документальные доказательства знания ими Правил дорожного
движения пока отсутствуют. Соответственно значительно возрастает риск участия в дорожно-транспортных
происшествиях лиц, управляющих скутером или мопедом. Наиболее
распространённые нарушения, совершаемые скутеристами, - неправильное
расположение на проезжей части, нарушение очерёдности проезда,
непредоставление преимущества в движении.
Несмотря на возрастное ограничение
управления скутером, к сожалению, находятся не только подростки,
которые управляют мототехникой, но и их родители, которые покупают
своим детям в 14-15 лет мопеды и скутеры. Вместе с тем ограничение
возраста управления скутером или мопедом не случайно.
Родителям
несовершеннолетних, приобретая для своего подростка скутер, необходимо понимать
следующее:
1. У подростков физические
и когнитивные функции находятся в процессе становления, поэтому они
не могут в полной мере ориентироваться в сложной дорожной
обстановке, оценить дистанцию и скорость транспорта, вовремя совершить
манёвр или уступить дорогу.
2. В этом возрасте у подростков
проявляется так называемый подростковый максимализм - время, когда,
подросток стремится к испытанию своих возможностей, ему важно в этот
период не уронить себя в глазах сверстников. Эти стремления
реализуются в рискованном вождении, превышении безопасной скорости -
всё это происходит на фоне недостаточного опыта вождения и полного
отсутствия умения контролировать ситуацию.
3. Физические особенности: сравнительно малые
размеры и вес ребёнка. Подросток вынужден прилагать определённые
физические усилия, чтобы управлять скутером.
4. В случае дорожно-транспортного
происшествия риск повреждения жизненно важных органов от удара элементами
конструкции транспортного средства у детей значительно выше, чем
у взрослых.
Безусловно, скутер удобное,
маневренное средство передвижения, однако нужно понимать, что в условиях
дорожного движения лицо, управляющее скутером, - это наиболее уязвимая
категория участников дорожного движения и риск гибели или получения
серьёзных травм максимален.
Если вы всё же
решили передвигаться на мототранспорте - в целях собственной
безопасности и безопасности, окружающих вас людей внимательно изучите
Правила дорожного движения, соблюдайте скоростной режим, заранее подавайте
сигналы о маневрах и, конечно же, используйте мотошлем.
Казначеев В.
Ст. инспектор ПБДД ОГИБДД
ОМВД РРH оссии по Таштагольскому
району |