На дорогах области
ежедневно можно наблюдать огромное количество двухколесной техники, каких
только моделей мотоциклов, мопедов и скутеров не встретишь. От грозных и
рычащих тяжелых мотоциклов, рёв которых можно услышать даже в салоне автомобиля
с громко включённой музыкой, до снующих из стороны в сторону мопедов и скутеров
китайского производства. Многие водители автомобилей просто не готовы к
соседству с подобной техникой во время движения в плотном потоке или при
встрече с ними в вечернее время. После совершения ДТП многие автовладельцы
признаются, что не заметили мотоцикл или не были готовы к резким манёврам со
стороны водителей двухколёсной техники. Что же говорить о самих водителях
мотоциклов и мопедов, которые в большинстве своём не имеют устойчивых навыков
вождения, а их знания Правил дорожного движения, мягко говоря, далеки от
идеальных.
За 4 месяца текущего
года на территории района зарегистрировано 3 ДТП с участием мототехники, в
которых 5 человек получили ранения (в том числе 2 детей в возрасте до 16 лет),
следует отметить, что участниками 2 происшествий стали водители скутеров.
Только за минувшие дни на дорогах области с участием мотоциклов и скутеров
зарегистрировано 2 происшествия. В большинстве своём за руль мотоциклов и
мопедов садятся молодые люди и подростки, которые часто грубо нарушают Правила
дорожного движения, не используют мотошлемы и вообще не имеют водительские
права и соответствующие документы на транспортное средство. Всё это и ведёт к трагическим
последствиям. Этих людей не останавливают ни большие штрафные санкции за
подобные правонарушения, ни риск остаться инвалидом или погибнуть в случае
серьёзного происшествия. Остается, надеется на благоразумие наших сограждан, на
понимание всей ответственности за совершение своих действий, от которых иногда
страдают не только сами нарушители, но и другие участники дорожного движения!
Наибольшее количество
подобных трагедий происходят в небольших населенных пунктах, селах, деревнях и,
достаточно часто, на проселочных дорогах. Так 23 апреля 2012 года на дороге
Базанча – Калары произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором 2
человек получили травмы различной степени тяжести. Данные граждане находились в
состоянии алкогольного опьянения и не имея водительского удостоверения,
двигались по грунтовой дороге с большой скоростью, также данные участники
дорожного движения были без мотошлемов.
Не секрет, что
большинство мотоциклов не зарегистрированы в установленном порядке, их хозяева
не имеют права управления соответствующей категорией транспортных средств или
вообще катаются без прав. Техническое состояние мотоциклов тоже оставляет
желать лучшего.
Что касается возраста
мотоциклистов, то это в основном молодые люди 17 – 20 лет. Подростки до 16 лет составляют
около 3%, на возрастные категории от 17 до 20 лет и от 21 года до 25 лет
приходится львиная доля аварий. 10% водителей 26 - 30-ти летнего возраста и 13%
старше 30 лет составляют меньшую часть водителей попавших в ДТП.
Типичных нарушений,
которые способствуют совершению дорожных происшествий с водителями мототехники
несколько. Более того, в каждой конкретной аварии часто отмечается не одно
нарушение Правил дорожного движения. Это и, типичные для водителей любых
транспортных средств нарушения – выезд на полосу встречного движения,
непредоставление преимущественного права проезда, превышение скоростного
режима. Есть и особенные, характерные для водителей мототехники, нарушения ПДД
– управление транспортным средством лицами, не имеющими права управления,
управление в состоянии алкогольного опьянения, несоответствие скорости
конкретным условиям дорожного движения. Что же касается внешних факторов,
сопутствующих ДТП, можно с уверенностью говорить, что ни погодные условия, ни
состояние проезжей части, ни освещенность не являются основными причинами столь
высокой аварийности, постоянного роста дорожно-транспортного травматизма и
существенной тяжести последствий аварий с участием мотоциклистов.
Как правило, водители
с правами, на зарегистрированных мотоциклах, прошедших в установленном порядке
государственный технический осмотр и, что особенно важно, неукоснительно
соблюдающие ПДД, отличаются безаварийной и ездой в течение долгих лет
безопасной эксплуатации своих транспортных средств. Но, к сожалению, далеко не
каждый, кто сел за руль двухколесного друга с мощным двигателем задумывается о
выполнении своих водительских обязанностей. В результате чего жизнь наполняется
не только радостными впечатлениями от свободы передвижения. Изувеченная
техника, потерянное здоровье, так рано закончившаяся жизнь не стоят
пренебрежения мерами дорожно-транспортной безопасности. Отсутствие культуры
вождения, безответственность к себе и своим пассажирам рано или поздно, в самый
неподходящий момент, скажется горем и болью потерь на дороге.
Наконец стоит
остановиться на большой роли родителей нашей молодежи, активном участии в
данной проблеме органов образования. Любящие своего ребенка, папы и мамы,
позаботьтесь о своем чаде заранее, научите его быть взрослым на дороге,
выполняющим все обязанности водителя всегда и везде. Тем более что обучаться
вождению мотоцикла можно с 14-ти летнего возраста, то есть за два года до того
времени, когда можно будет сдать экзамены и получить водительское удостоверение
категории «А». В многочисленных ежегодных профилактических мероприятиях,
специальных рейдах Госавтоинспекции существенную помощь могут оказать и
участковые уполномоченные, и простые граждане. Остановка малолетнего
мотоциклиста, доброжелательная беседа с ним на уроке, внеклассном мероприятии в
школе или просто на улице, у двора дома. Наконец задержание и конфискация
транспортного средства сотрудниками ГИБДД не будут такими уж жесткими мерами,
когда речь идет о жизни и здоровье нашего будущего – детей.
Требования к
движению велосипедистов и мопедов:
24.1. Управлять
велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых
животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет,
а мопедом - не моложе 16 лет».
Дополнительно в п.
24.3 ПДД включено требование, запрещающее водителям мопедов двигаться по дороге
без застегнутого мотошлема.
В пункте 1.2 ПДД дается определение терминов дорога и мопед:
«Дорога» -
обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных
средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога
включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути,
тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Мопед» - двух- или
трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим
объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не
более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики
и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками».
Зайцев А.
Начальник ОГИБДД ОМВД России
по Таштагольскому району |