Уважаемые владельцы транспортных средств, сегодня мы поговорим об особенностях движения транспортных средств в темное время и в условиях тумана. Наблюдение за дорогой и взаимодействие участников движения сильно усложняются в условиях недостаточной видимости и в тёмное время суток. Правила дают чёткие определения этих понятий. Управление транспортным средством становится опасным при видимости дороги менее 300 м, что возможно при тумане, дожде, снегопаде. Условия недостаточной видимости характерны для переходного периода от светлого к тёмному времени суток и наоборот, т. е. в сумерки. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причём объекты появляются в освещённой зоне внезапно, для опознания их требуется больше времени, чем днём. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в 5 раз. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предметов. Они отличаются не по цвету, а по яркости, причём яркость объектов дорожной обстановки (транспортные средства, пешеходы) и контрастность их относительно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти вдвое по сравнению со светлым временем, однако водителю кажется, что они находятся на большем расстоянии. Вообще в вечерние сумерки и на рассвете у многих водителей появляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили небелого и не ярко-жёлтого цветов сливаются с фоном и покрытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги. Резкие и частые изменения освещённости и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате чего глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается, а зачастую и совершенно пропадает. Если при ослеплении водитель не выполнит предписание Правил («не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться»), то в течение времени темновой адаптации движение автомобиля окажется неуправляемым, причем даже при малой скорости (30-40 км/ч) автомобиль проходит 100 м и более. В этих условиях водитель может не только не увидеть опасность или препятствие, но и не выдержать траекторию движения автомобиля. Как правило, он следит лишь за тем, чтобы рулевое колесо не меняло положения. Однако автомобиль способен изменить траекторию без участия водителя и выйти за пределы дороги. Более всего подвержен ослеплению утомлённый водитель.
Статистика
Статистика показывает, что на тёмное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжёлыми последствиями. Аварийность увеличивается, в частности, из-за ослабления контроля над движением. Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность в том, что можно двигаться с более высокой скоростью и свободнее маневрировать, чем днём, а ослабление контроля порождает чувство безнаказанности.
Основные приёмы управления автомобилем ночью.
К управлению автомобилем ночью нужно тщательно готовиться. Устранение технической неисправности в пути в тёмное время суток требует много времени; сложно обнаружить и устранить причину неисправности, особенно такой, как течь масла или охлаждающей жидкости. Поэтому при проверке технического состояния автомобиля следует быть очень внимательным. Неаккуратная укладка инструмента, ветоши, приспособлений также может оказаться помехой в пути. Если эти предметы окажутся разбросанными, то в темноте, а возможно, и в стужу или под дождём водитель потратит много времени на отыскивание нужного предмета. Особое внимание необходимо уделить очистке, проверке комплектности и исправности осветительных приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей. Многие водители игнорируют необходимость регулировки света фар – мероприятия, которое обеспечивает правильное распределение света на дороге и снижает вероятность ослепления. Проверять и регулировать свет фар необходимо хотя бы 1 раз в год. Скорость движения в тёмное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Её необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше расстояния видимости. Если это правило не соблюдается, то наезд на возникшее в зоне видимости препятствие или столкновение с ним предотвратить намного труднее. Сближаясь со встречным автомобилем, водитель должен быстро определить, движется он или стоит на месте. Убедиться в этом можно по тени, отбрасываемой передней частью автомобиля, или по отражению света фар увлажнённой поверхности дороги. Переключать фары на ближний свет необходимо в том случае, когда водитель испытывает ощущение неудобства или переключил свет водитель встречного автомобиля. После переключения следует установить скорость в соответствии с уменьшенным расстоянием видимости и наблюдать за правым краем проезжей части. Периодически нужно просматривать свою полосу, но избегать задержки взгляда на фарах встречного автомобиля. Это позволит сохранить наилучшее зрительное ощущение и поможет заменить препятствие, которое окажется на полосе движения или появится справа от неё. Если водитель встречного автомобиля не выключает дальний свет, его нужно предупредить повторным переключением. В том случае, когда он продолжает нарушать Правила или если после переключения состояние неудобства не исчезает, следует снизить скорость, осторожно принять право и остановиться на своей полосе. Так же рекомендуется поступать и при встречном движении колонны автомобилей с включенными фарами. Необходимо быть особенно осторожным, если встречное транспортное средство следует с выключенным светом или с одной включенной фарой. Не исключено, что навстречу движется автомобиль с неисправными фарами (обеими или одной). На дорогах в сельской местности возможно встречное движение сельскохозяйственных самоходных машин, габариты которых превышают ширину полосы движения. В таких ситуациях, как и в случаях с неисправной левой фарой, опасность вполне реальна, так как левая часть встречного транспортного средства незаметна и возможно столкновение. Чтобы предупредить его, необходимо увеличить интервал до полуторной ширины грузового автомобиля или, приняв вправо, остановиться. Ночью сильно затрудняется оценка расстояния до встречного автомобиля или его скорости. Поэтому при наличии каких-либо признаков встречного автомобиля от намерения совершить обгон следует отказаться. Приближаясь к обгоняемому автомобилю, нужно сменить дальний свет на ближний свет расстоянии не менее 150м от него. При этом дорога хорошо просматривается благодаря свету фар обгоняемого автомобиля. Дальний свет можно включить перед завершением обгона, а водителю обгоняемого автомобиля перед завершением обгона следует включить ближний свет. Повороты дороги ночью выглядят иначе, чем днём. Трудно оценить их кривизну, а, следовательно, и выбрать безопасную скорость. При поворотах лучше освещается внешняя полоса движения. В том случае, если автомобиль оборудован противотуманными или широкоугольными фарами, их следует включать перед началом поворота. Когда водитель видит на тёмной дороге падающий поперёк неё пучок света, то это означает, что он приближается к пересечению, к которому подъезжает другой автомобиль. Необходимо установить такую скорость, которая позволит водителю принять необходимые меры безопасности. Приближаясь к неосвещённому перекрёстку, следует предупредить участников движения, расположенных на пересекаемой дороге, несколькими включениями и выключениями фар. При движении на неосвещенных дорогах большую опасность представляет транспортное средство, остановленное на проезжей части или вблизи неё. Поэтому даже для кратковременной остановки необходимо стараться выезжать за пределы дороги. При движении по мокрой или грязной дороге необходимо периодически останавливаться и протирать лобовое стекло, фары, фонари указателей поворота и стоп-сигнала. Кроме того, для хорошей очистки лобового стекла необходимо постоянно следить за состоянием стеклоомывателя и щёток стеклоочистителя. Если автомобиль движется по разбитой дороге, рекомендуется пользоваться ближним светом фар, который при ограниченной скорости лучше освещает дорогу непосредственно перед автомобилем. Типичные ошибки малоопытных водителей при движении по незнакомым дорогам – это потеря ориентировки и заезды на лесовую полосу или на правую обочину. Удобнее и проще всего ориентироваться по линиям продольной разметки, ярким ограждениям по краям дороги, светоотражателям на ограждающих столбиках, а также по зелёным насаждениям, расположенным в зоне света фар. При этом нужно помнить, что ограждающие столбики или светоотражатели, как правило, предупреждают о том, что в этом месте имеется опасность – поворот, насыпь, мост и т.п. По характеру света фар встречных автомобилей водитель может определять профиль дороги. Периодическое появление и исчезновение света свидетельствует о пересечённом профиле. Если замеченный свет не исчезает, дорога впереди ровная. Учитывая интенсивное утомление водителя при движении в тёмное время суток, желательно, чтобы продолжительность её не превышала 6 часов. Для восстановления работоспособности необходимо обязательно делать перерывы на 5-8 минут: первый – после 2-3 ч движения, а последующие – через 1-1,5 ч, причём отдых должен быть активным. Желательно также, чтобы после 4-5 ч движения перерыв был продолжительный, с приёмом горячей пищи. После ночного рейса, как и перед ним, водителю необходим хороший отдых.
Характеристика движения в условиях недостаточной видимости
Значительно ухудшаются условия видимости во время снегопада, проливного дождя и особенно при тумане. Туман закрывает ориентиры, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, жёлтый свет в тумане становится красноватым, а зелёный-желтоватым. Пелена тумана может быть настолько густой, что даже с включенными фарами нельзя ничего различить на расстоянии 3-5 м. В тёмное время и в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем в светлое время.
Казначеев В. Ст. инспектор ПБДД ОГИБДД Отдела МВД России по Таштагольскому району